Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Консультация для родителей на тему: «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

 

Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский

         С каждым годом жизнь предъявляет все высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать, для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

            Сегодня известно, что эти функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функции задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким критическим периодом является первые три года жизни ребенка (младший дошкольный возраст): к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

            М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируется под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли. Который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает. Что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речи развивается параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

            Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук , умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблем.

            Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в единстве и взаимосвязи. В играх для развития мелкой моторики рук ведущее место занимает двигательные упражнения  с нетрадиционным использованием различных предметов

  •  массажных мячиков
  • платочков;
  •  ковриков;
  • крупных бигуди;
  •  прищепок;
  •  счетных палочек;
  • эспандеров;
  • длинных бигуди;
  • решеток;
  • зубных щеток;
  •  бус;
  •  резинок для волос;
  • щеток;
  • шестигранных карандашей.                                                                                                                          

    Больше всего ребенок хочет двигаться, для него движение – это познание мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

    Дети любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумать для них новое применение. В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук, вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою. Повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

    Прежде чем показать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами. Сначала поиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые слова и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой. Если у ребенка нет настроения, лучше всего отложить занятие до более подходящего момента.

    Запаситесь  терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем и вам придется манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате тренировки движения пальцев совершенствуются, и  ребенок станет выполнять упражнения активнее.

    Работу проводите регулярно, систематически. Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10 минут, занятия с детьми 3-4 лет  не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.

    Играя с детьми в игры, обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

    Не забывайте о том, что малыш воспринимает ваши действия зеркально: произнося команду «влево», вы должны делать «вправо» и наоборот.

    По ходу занятий комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий.

    Желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком.