Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Интегрированный конспект НОД для детей старшей группы "Русская печь"

 Пояснительная записка

С каждым годом мы больше стали  возвращаться  к национальной памяти, к русским традициям. В нашем детском саду одним из важных направлений  воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение воспитанников к историко-культурному наследию русского народа.

Для этого нами был разработан проект на тему: «Традиции моей России», который реализуется в течение всего 2012-2013 учебного года. В рамках его была создана русская изба,  в которой есть макет русской печи. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили  в старину русские люди. Знания русских традиций помогает нам  воспитывать  в детях любовь к нашей многонациональной Родине.          

         Организованная образовательная деятельность «Русская печь» составлена в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», автор А.М.Васильева и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект основан на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Включение народной хороводной игры  расширяют возможности индивидуального развития ребенка, не только воспитывает, но и открывает интеллектуальный и эстетический, нравственный потенциалы.

         Представленный конспект непосредственной образовательной деятельности является авторской разработкой. НОД проводилась в рамках реализации образовательного проекта «Традиции моей России».

          Для достижения программных задач были использованы такиеметоды и приемы:

• Использование ИКТ (мультимедийная презентация).

• Наглядно-практический метод («Встреча с русской печью»).

• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации).

• Прием эмоциональной заинтересованности (приезд Емели).

• Использование проблемных ситуаций (разгадывание загадок про печную утварь, элементов русской печи по характерным особенностям).

            По содержанию организованная образовательная деятельность является интегрированной, так как её части объединены знаниями сразу из нескольких областей: социализация; коммуникация; здоровье (элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного); познание, труд.

          Применение информационно-коммуникационных технологий позволило привлечь внимание детей и поддержать интерес детей на протяжение всей образовательной деятельности.   

 

Программные задачи.

Обучающие:

1. Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

2. Учить называть основные части печи и ее утварь, тем самым активизируя словарь детей.

3. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленные вопросы воспитателя.

4. Продолжать учить детей воспроизводить текст по предложенным схемам.

Развивающие:

1. Закрепить знания о печи как неотъемлемой принадлежности русской избы.

2. Развивать мыслительные способности путем загадывания загадок.

3.Вспомнить названия сказок, где можно встретить русскую печь, совершенствовать знания детей о ее устройстве.

Воспитывающие:

1.Воспитывать умение чтить традиции посредством народных пословиц.

2.Вызвать у детей желание принять участие в стряпне калачей.

Материал и оборудование: аудиозапись русской народной мелодии, слайдовая мультимедийная презентация, ноутбук, экран, проектор, кусочки соленого теста на каждого ребенка, детская деревянная лопатка.

Предварительная работа: беседы по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь». Рассматривание иллюстраций с изображением русской печи. Чтение русских народных сказок. Заучивание пословиц и поговорок.

 

Ход НОД

Сюрпризный момент

Слайд №2 «Емеля на печи».

На слайде появляется Емеля.

Педагог: Кто это? Из какой сказки к нам пришел этот сказочный герой? (Из сказки по «щучьему веленью).

Педагог: Здравствуй, Емеля! Нельзя все время лежать на печи, нужно учиться и работать. Вот наши дети знают много!

Емеля (звук на слайде): Ну и что же они знают?

Педагог: Ну, к примеру, дети могут рассказать о твоей любимой печи.

Емеля (звук на слайде): Ну что же очень интересно,  хотелось бы послушать!

Беседа

Педагог: Ребята, скажите для чего нужна людям печь в избе? (Для тепла, чтобы готовить еду, сушить одежду, обувь, грибы, ягоды, для сна).

Педагог: Назовите профессию человека, который кладет печь? (Печник).

Педагог: Какой строительный материал использует печник, когда устанавливает печь в избе? (Кирпич, глину).

Педагог: Какими дровами лучше всего топить печь? Почему? (Березовыми. Они дают больше тепла).

Педагог: Вот видишь Емеля, ребята, тебе объяснили, что самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? В старину говорили: «Печь нам – мать родная», «У печи все красное лето». Зимой даже кур под печкой держали.

Педагог: Ребята, в каких русских народных сказках русская печь является героем произведения? («Гуси-лебеди», «По щучьему веленью»).

Педагог: Емеля, а наши ребята знают еще много пословиц о печи. Одни из них хвалят печь, другие учат добру и дружбе каждого члена семьи. (Дети называют пословицы по схемам на слайде: «Бабья дорога от печи до порога», «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи», «Добрая то речь, что в избе есть печь».

Слайд №3-№5

Педагог: Вот видишь, Емеля, сколько ребята знают пословиц про печь. А теперь давайте немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика  «Емеля-повар»

Емеля готовил обед,

А тут отключили свет.

Ребром ладони дети стучат по столу.

 

Емеля леща берет

И опускает в компот.

Загибают большой палец на левой руке.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Загибают указательный палец.

Мешает суп кочерыжкой.

Загибают средний палец.

Сахар сыплет в бульон

Загибают мизинец.

И очень доволен он!

Разводят руками.

 

Хороводная игра «Кот на печку пошел»

- Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

Горшок каши горяч,

Не дается, хоть плачь.

 

Игра «Построй печь»

Педагог: А сейчас я вам предлагаю построить печь. Вы будете настоящими печниками. Я буду называть роль той или иной части печи, а вы должны ее назвать правильно.

  1. Эта часть печи в основном предназначается для горшков и чугунов, которые отсюда вносятся с помощью ухватов в горнило печи. Как эта часть печи называется? (Шесток).

3. Как называется часть печи, где хранили печной ин­вентарь, дрова (подпечек).

  1. Как называется часть печи, которая предназначена для того, что­бы закрывать трубу после окон­чания топки печи (вьюжка).

5. Как называется часть печи, в которой можно сушить варежки, носки и другие вещи? (горнушка).

6. Как называется место, где можно отдыхать (полати).

Слайд №7 «Выкладывание печи».

Педагог: Ребята, а вы знаете, что печки бывают разные? Кроме русской печи, о которой вы много знаете, есть печи буржуйка и голландка. Эти печи просто отапливают жилье. И сделаны они из железа. Они очень опасные – сильно нагреваются, и можно нечаянно обжечься.

Загадки

Педагог: Ребята, скажите, что такое печная утварь? (То, что помогает хозяйке работать у печи).

Педагог: Вот сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если правильно отгадали загадку, то на экране появиться отгадка.

1. Помогаю я хозяйке

    Ухватить чугунок жаркий…. (Ухват). Слайд №8

2. Поправить топку

    Помогаю ловко

    Помощница огня.

    Трудяга…(Кочерга).  Слайд №9

3. Помогает нам

    Красавица у печи

    Снять с плиты

    Пироги и калачи,

    Чтобы мог в рот

    Положить их ты…(Деревянная лопатка) Слайд №10

4. Варят суп во мне и щи,

    Ты в печи меня ищи… (Чугунок)   Слайд №11

Творческая деятельность «Печька-печенька»

Педагог: Давайте вспомним, какие угощения можно приготовить в печи? (Каша, пироги, щи). Как, вкусны и каша, и щи, да и пироги самые румяные. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Все, что в печи – на стол мечи», или  «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!». Ну а самое главное, конечно, это хлеб. А теперь я вам  предлагаю нарисовать печь, такую как вы ее представляете.

Все работы в дальнейшем оформляются выставкой.

Итог

Педагог: Что за прелесть – эта русская печь! Почет ей передается из поколения в поколение. Воздадим же славу нашей матушке-кормилице!

Слайд №12.

Под русскую народную мелодию дети провожают Емелю.

 

Список использованной литературы:

1.Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие/Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко. – М.:  Дрофа, 2010.-203, [5] с. – (Патриотическое воспитание).

2.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-6-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.-208 с.

3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /По ред.Л.А.Кондрыкинской. –М: ТЦ Сфера, 2005.  – 192 с. («Серия вместе с детьми»).

 

    Добавить отзыв
         
    Заполните обязательное поле
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных