Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группе на тему: "Моя Родина - Россия"

 Социальная значимость.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма. Встает вопрос – как правильно обеспечить работу с детьми, чтобы прививать им ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм, любовь к Малой и Большой родине? Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

 Поэтому сегодня возникает необходимость поиска новых эффективных способов эмоционального воздействия на ребёнка, учитывая богатые возможности современной образовательной среды в условиях модернизации образования.

В содержании федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отмечается особая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников, так как в этом возрасте они очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Дети легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. А для воспитателя это время благодатной почвы.

Следуя тенденциям развития современного образования, нам педагогам, необходимо вносить свой личный вклад в повышение качества образования посредством создания авторских методических разработок. Представленный конспект занятия на тему: «Моя Родина — Россия» детей 6-7лет компенсирующей направленности по ознакомлению с окружающим миром составлен в соответствии с образовательной программой «Воспитание и обучение в детском саду», автор М.А. Васильева и включено в образовательную область «Познание».

Основная инновационная идея занятия заключается в применении ИКТ-технологии, что позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. Посредством данной технологии дети не только рассматривают изображения, но и разгадывают ребусы, что тем самым активно развивают мыслительные процессы, обогащают речь.

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Программные задачи:

Обучающая:

  • Обобщить и систематизировать знание детей о России.
  • Продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения.
  • Продолжать учить детей работать с кроссвордом, с картой.

Развивающая задача:

  • Развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение.

Воспитывающая задача:

  • воспитывать чувство гордости за свою страну, умение работать в команде.

Материалы: проектор, ноутбук, карта мира, раздаточный материал (набор картин животных, птиц, деревьев, фруктов), жетоны, схема-модель.

Ход занятия:

Слайд №1

Дети проходят в группу и встают полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним, что нам рассказывала Наташа о своей поездке в отпуск? (Дети вспоминают, озвучивают).

Воспитатель: А сегодня нам Вова  расскажет, в какой город они  ездили отдыхать с бабушкой.

Рассказ ребенка (приложение №1).

Воспитатель: Вот видите, ребята, сколько прекрасных мест у нас в стране, куда мы можем поехать отдыхать.

Слайд№2

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Да, я согласна с вами - Россия.

Воспитатель: Я вам предлагаю разгадать кроссворд, где зашифровано слово, которым можно по-другому назвать Россию.

Слайд №3

Воспитатель: Обратите внимание, слова расположены по горизонтали. Каждое слово обозначено цифрой. Предлагаю внимательно послушать, подумать и ответить. А ответ мы будем переносить в маленькие домики-квадраты.

1. Как называются люди, проживающие в России? (Граждане России называются Россияне).

2. Столица России? (Город Москва).

3. Сколько голов у орла, изображенного на гербе России? (Две).

4. Как называют человека, который предан своей стране? (Патриот).

5. Главная песня страны – это…. (гимн).

6. Дерево символизирующая Россию? (Береза).

Воспитатель: Ребята, прочитайте выделенное слово. Какое слово получилось?

Воспитатель: Молодцы! Это слово Родина.

Воспитатель:  А теперь, давайте поразмышляем, что такое Родина?

Слайд№4, 5, 6      

Воспитатель: Я с вами со всеми согласна,Родина – это страна, в котором мы живем.Родина – это место, где человек родился, вырос, где живет.Родина – это наш дом и все что нас окружает.

Воспитатель:Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте мы сейчас в вами поиграем в игру, которое называется «Назови пословицу». Я буду бросать мяч по очереди, а вы мне ее называть.

  • Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
  •  Родина – мать, умей за нее постоять.
  •  Жить – Родине служить.
  •  Где кто родился, там и пригодился.
  •  Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень много пословиц вы знаете.

Воспитатель: Как вы думаете, чему учат нас эти пословицы? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. Теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Столица нашей Родины – Москва (руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки).

Ехать очень долго – дня два (поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх).

С высокой, главной башней (подняться на носки, поднять).

С курантами на ней (руки вверх, потянуться).

И с площадью огромной (развести руки в стороны на уровне груди).

С названием скромным (руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд).

Зовётся она Красной, и смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть (согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук).

Театры, памятники есть (загнуть левой рукой два пальца правой руки).

Поедим в гости мы к друзьям (руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки).

Чтоб рассказать об этом вам (согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх).

Воспитатель: Отдохнули немножко, а теперь продолжим.
Воспитатель: Ребята, где может быть  обозначена Россия? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Верно ребята, на карте.

Слайд №7

Воспитатель: А где еще можно её найти? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, на глобусе.

Воспитатель: Замечательно! Посмотрите,  какую огромную территорию она занимает.   (Воспитатель показывает указкой границы  России, дети следят за указкой).

Воспитатель: А теперь я предлагаю  поработать с картой.

Слайд № 8

Воспитатель: Ответьте, какой цифрой обозначена Россия? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому что наша страна самая большая в мире. Вы согласны? 

Воспитатель: Как мы с вами выяснили, наша Родина очень богатая, в ней живут разнообразные животные, птицы, насекомые, растут различные растения. У меня для вас задание. Но для его выполнения вы должны разделиться на две команды, при помощи разноцветных кружочков. (Детям раздаю кружочки). Я приготовила разные картинки. Вам нужно определить  по картинкам, какие животные и  птицы живут в России, какие деревья и фрукты растут. Затем, когда отберете нужные картинки, прикрепите их на свою карту, которая расположена на мольберте. Хочу напомнить, что работать вы должны дружно, не мешая друг другу, договариваясь, кто, что будет делать. Задание всем понятно? Тогда предлагаю ребятам у кого оказались синие кружочки пройти к первому столу, ребята с зелеными кружочками проходят ко второму столу. Выполняйте задание.

Практическая деятельность детей.

Воспитатель: Вижу, что задание выполнено,  команды готовы!

Воспитатель: А теперь, я предлагаю каждой команде рассказать о том, что растет и кто живет в России. Но составлять рассказ вы будете согласно схематической модели. Работать с моделью вы умеете. Пожалуйста, 1 команда. (Рассказы детей).

Воспитатель: Молодцы! Теперь послушаем 2 команду. (Рассказы детей).

Воспитатель: Замечательные рассказы у вас получились! Я уверена, что вы будете гордиться нашей Родиной, любить её, беречь  ее красоту.  

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие трудности вы испытали? (Ответы детей).

Воспитатель: Хорошо, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу: кто считает, что справился со всеми заданиями возьмите жетоны красного цвета. У кого были затруднения – жетоны синего цвета.

Воспитатель: Всем спасибо!

Анализ результатов проведенного занятия.

Данное занятие было проведено с группой детей компенсирующей направленности, возраст которых 6-7 лет. Количественный состав – 24 человека. У большинства детей устойчивое психоэмоциональное  развитие, дети с нарушениями в речи. Проявление  ярко выраженных агрессивных состояний не было.

 

 

Результаты реализации программных задач (%)

Устойчивые знания детей о России

Умение составлять сложноподчиненные предложения

Умение работать с кроссвордом, с картой

Начало занятия

14-58%

10-42%

20-83%

Конец занятия

21-88%

14-58%

20-83%

 

Результаты проведённого занятия свидетельствуют о положительной динамике. В процессе обучающей деятельности были созданы условия для того, чтобы каждый ребенок мог достичь результата. У детей наблюдалось проявление повышенной активности, желания работать. Даже гиперактивные и застенчивые дети активно включились в  процесс, добивались положительного результата поставленной цели. Дали адекватную оценку собственной деятельности. При подведении результатов занятия учитывались самооценки детей.

Все поставленные задачи в процессе деятельности были решены, цель была достигнута.

Данную образовательную деятельность могут использовать воспитатели, родители.

 

Использованная литература:

  1. Мое Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И.В. и др. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 232 с.
  2. Н.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мо- заика-Синтез, 2005. - 208 с.
  4. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.