Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Конспекты занятий по оригами

 

Тема:  «Шляпка для красной шапочки»

Программные задачи:

-Тренировать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, следуя устным инструкциям. 
- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, мыслительную деятельность.
- Развивать творческие способности, уверенность в своих силах; стимулировать создание игровых ситуаций. 

-Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
Материал: слайдовая презентация, готовая шляпка; рисунок шляпки; поэтапные схемы выполнения задания; кукла в костюме Красной шапочки; квадрат красного цвета 20х20 см. на каждого ребёнка; цветная бумага других форм и цветов. 

№ п/п

Части занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Вводная

Воспитатель обращает внимание на интересную выставку в книжном уголке по сказкам. Собирает около себя детей и задает вопросы.

- Ребята,  вы любите сказки?

- А какие сказки у вас самые любимые?

- А знаете, какая у меня одна из любимых сказок?

- «Красная шапочка» французского сказочника Шарля Перро.

- Вы помните эту сказку?

-Педагог напоминает детям отрывок из сказки:

- Однажды с девочкой из этой сказки случилась неприятность, сильный ветер унёс её любимую красную шапочку. У бабушки больше не было такой красной материи, девочка сильно плакала, ей было очень грустно без её  шапочки.

Воспитатель просит помочь героине этой сказки. Выставляет куклу.

Дети рассматривают выставку и  отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

Дети вспоминают и принимают предложение воспитателя.

 

 

 

Основная

Воспитатель предлагает детям отправиться в страну «Оригами» и задает вопрос?

- Кто мне скажет, что такое оригами?

- Мы уже с вами говорили, на основе, какой формы складываются фигурки в стране  оригами?

Далее воспитатель предлагает отправиться в магазин выбирать нужный материал для шапочки.

Воспитатель спрашивает:

- «Что мы должны выбрать в магазине,  какого цвета и почему?

Воспитатель уточняет все нашли нужный материал, и просит проверить друг у друга.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол и просит показать, где правая сторона, левая, нижняя, верхняя, диагональ, угол; противоположные углы.  Уточняет количество углов и напоминает поговорку: «Семь раз примерь, один раз отрежь». Как вы её понимаете?

Воспитатель задает вопросы детям:

-«Как называется человек, который делает шляпки?». Уточняет, знают ли они как делать шляпку, предлагает их научить.

Воспитатель  вывешивает картинку с шляпкой, которую прислала красная шапочка, предлагает рассмотреть ее.

Воспитатель  включает слайдовую презентацию по этапному  выполнению шляпки.

- Положите квадрат цветной стороной вниз.

 - Найдите противоположные углы и сложите по диагонали пополам.

-Положите треугольник прямым углом вниз, вот так

 -Наметьте середину верхней стороны, линия сгиба не доходит до нижнего угла.

-Согните вниз стороны, мысленно деля верхний угол на три равные части. Вот здесь нам и пригодится глазомер, умение определять на глаз.

 -Согните наверх два боковых треугольника и один нижний.

-Оставшийся нижний треугольник согните назад.

-Приоткройте шляпку. Шляпка готова к примерке.

-Воспитатель предлагает согнуть левую ладонь в кулачок и одеть на него свою шляпку.

Воспитатель хвалит детей.

-Молодцы! У вас получилось. Вы настоящие шляпные мастера. Я думаю, что теперь Красной шапочке не о чем беспокоиться.

Далее воспитатель просит детей подойти к доске, на которой развешаны схемы и сообщает, что Красной шапочки понравились, сделанные вами шляпки, и она решила всем девочкам в своей деревне сделать такие шапочки только разного цвета. Затем сообщает, что схемы которые она нарисовала для Красной шапочки перепутались и предлагает разложить их по порядку.  Обращает внимание  на лишнюю схему.

Дети отвечают на вопросы педагога.  Далее подходят к столу, на котором разложены квадраты красного цвета и другие фигуры из цветной бумаги разных цветов.

Дети отвечают, выбирают квадрат красного цвета, объясняют свой выбор, проверяют друг друга.

Дети садятся и выполняют задание. Далее называют и объясняют, как они понимают эту поговорку.

Дети рассматривают картинку и решают сделать такую же.

Дети смотрят и выполняют этапы вместе с воспитателем. По окончании работы примеряют шляпку.

Дети комментируют свои действия и раскладывают схемы по порядку.

Дети говорят, что она не соответствует этому заданию.

 

 

Заключительная

 

Педагог выясняет, понравилось ли детям заниматься, какие они испытывали трудности и как они их преодолевали. Затем дает дифференцированную оценку деятельности детей и предлагает устроить демонстрацию шляпок для Красной шапочки.

Дети оценивают свою деятельность и проводят демонстрацию.

 

Тема: «Рыжая лисичка»

Программные задачи:

-Формировать у детей умения мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животного (лисицу).

- Учить четко выполнять инструкции педагога.

-Закрепить умение складывать квадрат в разных направлениях.

-Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; умение правильно размещать изготовленную фигуру на панно.

-Развивать память, внимание, логическое внимание, мелкую моторику рук, способствовать развитию конструктивных и творческих способностей ребенка.

-Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: царь-картон (игрушка-самоделка), панно леса с различными видами птиц, зверей, рыб, деревьев, выполненных в технике оригами, схемы поэтапного складывания животного (лисицы); на каждого ребенка бумажные квадраты оранжевого цвета (10*10), кусочки черной, белой бумаги для глаз, носа, лап; ножницы, клей, клеенки, салфетки.

Методы и приемы: сказка; сюрпризный момент  (письмо);показ и объяснение;схема-подсказка; физкультминутка; поощрение.

Части занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

 

Вводная

Воспитатель:  Ребята, а вы любите слушать сказки?

Сегодня я расскажу вам сказку об одном мальчике и царе Картоне.

Сказка.

Воспитатель: Жил-был маленький мальчик, добрый, веселый. Он очень любил делать игрушки своими руками и радовать подарками своих друзей. Однажды ему приснился сон…

...В некотором царстве, Бумажном государстве правил царь Картон. Все было в этом царстве-государстве из бумаги: и горы высокие, и леса дремучие, и реки глубокие, и дворцы красивые и сады цветущие.

Счастливы были жители этой страны, пока не узнали, что живут в других странах звери, птицы и рыбы. Опечалился царь Картон, снарядил он корабли в заморские страны, чтобы привезли они зверей, птиц и рыб.

Долго ли, коротко ли плавали корабли по морям и океанам, по дальним странам, но ни с чем домой вернулись. От тоски-печали заболел царь, загрустили жители Бумажного государства.

Проснулся мальчик и стал думать – гадать, как помочь жителям Бумажного царства. Думал он, думал и придумал: сделать зверей, птиц и рыб из цветной бумаги. И закипела работа. Уже вечером волк, лиса, заяц, петух и многие другие животные, всевозможные рыбы, птицы заполнили весь стол.

Очень усталый, но довольный мальчик уснул прямо за столом. И снова ему приснился сон.

...Пришел к нему в гости опять царь Картон, поблагодарил за замечательные поделки, произнес волшебное заклинание – и все бумажные звери, птицы и рыбы очутились в садах цветущих, в лесах дремучих, реках глубоких. Обрадовались жители сказочного царства – государства, не было у них теперь ни горя, ни печали. И зажили они по - прежнему весело и счастливо…

В хорошем настроении проснулся мальчик. Видит – на столе нет ни одной поделки, только листы цветной бумаги и письмо от царя Картона: «Спасибо тебе, наш юный друг, ты вернул счастье и покой нашей стране. Но у меня есть небольшая к тебе просьба. В нашем дремучем лесу очень мало лисиц. Пожалуйста, сделай нам этих животных и засели их в нашем сказочном лесу. А на память высылаю тебе фотографию - панно нашего красивого леса».

 

 

 

 

Дети слушают сказку, соглашаются с воспитателем  и мальчиком,рассматривают панно-фотографию.

 

Основная

Воспитатель:  Ребята, понравилась вам сказка? А вы хотите помочь мальчику заселить лес царя Картона лисицами? Давайте откроем свою школу Волшебников и попробуем освоить искусство оригами. Сегодня мы научимся мастерить лисиц. Посмотрите на фотографию - панно, которую передал мальчику царь Картон. (Воспитатель обращает внимание детей на готовые фигурки волка, медведя, зайца, мышки, выполненные в технике оригами).

Воспитатель:  Что общего у этих животных?

Воспитатель:  Правильно, правильно туловище и голова у этих животных сделаны из квадрата?

Воспитатель:  А чем отличаются квадраты для изготовления головы и туловища? 

Показ и объяснение.

Воспитатель:  обращает внимание детей на схемы поэтапного складывания туловища и головы лисицы.

Воспитатель:  Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать лисицу.

1.Берем большой квадрат - это будет туловище лисицы. Кладем квадрат на столе углом к себе (сопровождаю показом на образце).

2.Сгибаем его от себя ровно пополам по диагонали так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата.

3.Проглаживаем сгиб от середины к краям с одной и с другой стороны, придерживая заготовку рукой.

4.Разворачиваем квадрат и поворачиваем его углом к себе.

5.Развернутые его и прилегающие друг к другу стороны квадрата согнуть по диагонали. Угол, который выступает, загнуть вверх от себя.

Воспитатель:  Получилось туловище животного.

Воспитатель:  Теперь берем маленький квадрат – это будет голова.

1. Кладем квадрат так, чтобы уголок смотрел вам в живот.

 2.Складываем квадрат по диагонали к себе. Получился треугольник.

3.Теперь стороны треугольника загибаем к центру с одной и другой стороны. Хорошо проводим линию сгиба.

4.Получилась мордочка лисы. Голову и туловище животного необходимо склеить между собой и приклеить носик, глаза и лапки.

Воспитатель:  Вы внимательно все прослушали, а теперь выйдем на ковер и немного поиграем.

 Физкультминутка :«Хитрая лиса»   (пальчиковая гимнастика).

Знают все ее приметы,
Хвост какой у ней, смотри!
Мы найдем лису по следу,
Как, плутовка, не хитри!
Видишь, уши навострила.
Чтоб на ферму не ходила,
Не таскала кур, гусей.
Рыжий хвост мелькнул в кустах
И пропал в лесу,
Очень трудно увидать Хитрую лису.
Воспитатель:  А теперь вернемся за столы и еще раз вспомним, как мы будем работать.
В ходе занятия воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, делает напоминания.

Дети принимают просьбу педагога и соглашаются помочь мальчику и царю.

Рассматривают готовые фигурки.

 

Дети -туловище и голова, сделаны из квадратов.

 (размером).

 

 

 Дети рассматривают схему-подсказку.

 

 

Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Дети называют этапы работы, опираясь на схемы и приступают к работе.Далее дети размещают сделанных лисиц на панно-фотографии, которое подарил

 

Заключительная

Воспитатель: А теперь посмотрите, сколько красивых у нас получились лисиц. Царь Картон обрадуется, что в его лесу теперь будет много жить лисиц. Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова и фотография - панно с лисицами отправляется в страну царя Картона.

 

Дети принимают оценку педагога и соглашаются отправить лисиц в волшебную страну.

 

Тема: «Двухтрубный корабль»
  Программные задачи:

  - Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами.
  - Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик».
  - Учить использовать готовые поделки в игре.

 -  Развивать коммуникативные функции речи, как средства общения.

 Материал и оборудование:
       - Пооперационная карта, на каждого ребенка бумажные квадраты (15 – 15 см) разного цвета.

Методы и приемы: сюрпризный момент; рассматривание  схемы, показ способа выполнения.

 

Части занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

 

Вводная

Воспитатель: Как приятно, что многие из вас прекрасно выполнили домашнее задание и не только расспросили своих родителей о том, какие бумажные фигурки они делали в детстве, но и научили делать такие же.
Сегодня к нам в гости пришел папа… Он хочет научить вас делать любимую игрушку своего детства.

Папа: Ребята, когда мне было столько же лет, как вам сейчас, я умел мастерить всего несколько поделок из бумаги. Самой любимой среди них был вот такой двухтрубный кораблик.  Такие корабли умели делать почти все ребята в нашем дворе. Когда наступала весна, мы устраивали соревнования: чей кораблик дальше проплывет по ручейку и не перевернется. Было очень весело.
Когда мой сын начал расспрашивать меня об игрушках из бумаги, я подумал, что надо обязательно научить вас делать такие кораблики.

Воспитатель: предлагает рассмотреть схему построения корабля.

Дети рассматривают принесенные из дома бумажные фигурки.

 

 

 

 

Дети рассматривают поделку двухтрубного корабля, сделанного из целого газетного листа.

 

Основная

Папа: Для изготовления игрушки необходимо взять бумажные квадраты и дважды сложить их по диагонали, чтобы найти центр квадрата. Теперь нужно все четыре угла соединить у центра (показ). Переверните заготовку и еще раз проделайте те же самые действия, т.е. загните все углы к центру, хорошо проглаживая сгибы. Затем еще раз переверните заготовку и в третий раз повторите все действия.
Папа: Молодцы. Теперь, потянув за противоположенные углы, сложите заготовку пополам и расправьте трубы. Вот так. Кораблики готовы. Можно отправляться в плавание.

Взрослый рассказывает о последовательности выполнения работы и одновременно с детьми делают фигурку корабля.

Дети самостоятельно загибают углы к центру. Взрослые при необходимости оказывают индивидуальную помощь.

 

Заключительная

Папа предлагает вместе отправиться в плавание

Воспитатель благодарит  папу Сережи за проведенное занятие и принимает предложение вместе с детьми отправиться в далекое плавание.

Дети вместе с взрослыми устраивают соревнование на столах – чей кораблик дальше «уплывет», после того, как каждый ребенок дунет на него.

 

     Тема: «Птички - оригамики»
Программные задачи
:

- Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике «Оригами».

 - Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы,    складывать квадрат по диагонали.

 - Закреплять навыки выполнения базовой формы «Воздушный змей».

- Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Расширять коммуникативные  способности детей.

Оборудование и материалы: образцы поделок; схемы выполнения поделок; листы бумаги квадратной формы разные по размеру и цвету; фломастеры; бросовый материал (бусины, блестки, бисер, перья, фольга)    для украшения поделок; пипетки и стаканы с водой для проведения опыта; макет дерева, на которое можно будет усадить птичек-оригамиков; магнитофон, диски с записью музыки и  песен. 

Методы и приемы:сюрпризный момент; вопросы к детям;художественное слово; частушки; исполнение песни; проведение опыта; самостоятельная работа.

Части занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

 

Вводная.

Дети с воспитателем входят в группу.Осматриваясь вокруг, они видят множество поделок, созданных в технике «Оригами».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали?

Воспитатель:Интересно, очень интересно, давайте прогуляемся!!! (под веселую музыку дети бродят по залу, танцуют произвольно).
На смену веселой озорной музыке звучит торжественная музыка. В группе появляется Принцесса в бальном платье, обшитом цветами, выполненными в технике «Оригами».
 Воспитатель:Дети, кто же это? Неужели это правительница этой волшебной земли? Давайте поздороваемся и спросим у нее сами!!!

-Принцесса Оригами:

Я познакомиться сегодня рада с Вами!
Зовут меня принцесса Оригами.
А вот журавлик на моей ладони,
И, кажется, сейчас он оживёт…
Со мною прилетел он из Японии,
Из той страны, где солнышко встаёт.
Зову себя я Оригами, потому что
Давно смотрю влюблёнными глазами
На древнее японское искусство,
Которое зовётся Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Как много может этот вот листок.
Вот слон, вот рыбка, вот салфетка.
Фонарик, бабочка, цветок…
Вот сакуры цветущей ветка.
Улыбки, радость дарит нам оно
И чувство удивительной гармонии.
Я знаю, вы полюбите его -
Искусство Оригами из Японии!

Дети: Здесь все кругом сделано из бумаги! (возможны разные варианты ответов: бумажный лес, бумажная сказка, волшебная страна и др.).

 

Дети: Здравствуйте, принцесса! Расскажите, где мы?

 

Основная

Воспитатель: Ребята, так это же сама принцесса Оригами, повелительница страны Оригами. Но почему же она такая грустная? Давайте спросим ее!

Принцесса Оригами: Да как же мне не грустить! Ребята, я очень люблю птиц!!! В моем царстве их было так много и называла я их птичками-оригамиками. Но злая колдунья нагнала серые тучи на мое царство, а ведь вы знаете, что где тучи, там и дождь, а мое царство ведь бумажное… мои птички-оригамики не успели спрятаться и … (плачет)
Воспитатель: Ребята, ничего не пойму, причем тут птички и дождь? Что могло случиться? Почему принцесса плачет? 

Воспитатель:Ребята, чтобы узнать точно, какое несчастье случилось с птичками, предлагаю провести опыт! Давайте возьмем бумагу и будем капать на нее водой, как дождь капал на бумажных птичек и сразу все выяснится!
(дети совместно с воспитателем проводят опыт, убеждаются, что бумага испорчена)
Воспитатель:Ребята, мне кажется, что мы можем помочь принцессе Оригами! Как вы думаете как мы сможем это сделать?
Воспитатель:Верно, ведь на занятиях по конструированию мы учились изготавливать поделки из бумаги, и я думаю, что мы без особого труда окажем помощь погрустневшей принцессе!
Подготовка к изготовлению поделки. Работа со схемой.(Педагог усаживает детей за столы и раздает пооперационные схемы)
Воспитатель:Посмотрите сначала на схемы. Какая базовая модель нам нужна? Правильно, «Воздушный змей». Кто расскажет, как ее надо сделать?
Воспитатель:Все это показано на рисунке. Что дальше происходит с базовой моделью?
Что мы делаем дальше? Скажите, о чем рассказывает следующий рисунок?
Воспитатель:Предлагает детям выбрать необходимые материалы и приступить к работе). 

Воспитатель:Выполнение поделки по схеме. 
Нам понадобятся квадратные листы цветной бумаги – яркой, возможно, не однотонной, украшенной узорами. Размеры бумаги тоже могут быть разными – от 20*20 см до 13*13 см. Тогда у нас получатся и большие и маленькие птички-оригамики.)

Пооперациооные схемы.
1. Положить бумагу цветной стороной вниз, от себя. Сложить квадрат по диагонали, точно совмещая боковые противоположные углы. Сделать четкий сгиб по диагонали, затем вновь развернуть.
2. Положить квадрат цветной стороной вниз так, чтобы диагональный сгиб располагался вертикально. Согнуть боковые верхние стороны к диагонали.
3. Ту же операцию повторяем с нижними сторонами – сгибаем их к диагональной линии.
4. Сгибаем заготовку пополам по вертикальной диагонали, совмещая противоположные боковые углы.
5. Верхний угол отгибаем сначала от себя, потом на себя, делая четкие сгибы. Затем заправляем его внутрь заготовки.
6. С острым углом отогнутой части поступаем также: сгибаем его на себя, потом от себя, потом заправляем внутрь заготовки.
7. Операция повторяется с нижним углом: он отгибается на себя и от себя вдоль пунктирной линии, затем заправляется внутрь заготовки.
8. Теперь необходимо дополнить птичек яркими деталями: сделать гребешок и крылья, наклеить глаза.
(при этом важно предоставить детям возможность проявить фантазию, применить те умения, которым они уже научились).
Воспитатель:Ну вот мы и справились! Ребята, а пока вы складывали из квадратика птиц, я нашла самое красивое дерево в стране Оригами! Предлагаю на него, и усадить наших птичек! 

-Педагог: А теперь можно звать принцессу! Так хочется, чтобы она больше никогда не расстраивалась! Давайте позовем ее!
(В зал возвращается принцесса Оригами)
Принцесса Оригами: Ребята, вы меня звали? Зачем? Что случилось? Неужели что-то изменилось?
Принцесса Оригами: Какая красота!!! Не может такого быть!!! Что за чудеса? Как вам это удалось?
Воспитатель:Принцесса, сейчас ребята споют частушки и вы сами все поймете!!

Принцесса Оригами: так значит вы своими руками сотворили это чудо?
Принцесса Оригами: Тогда я могу считать вас наши почетными гостями , можете приходить в нашу страну когда захотите вновь сложить из бумаги что-нибудь прекрасное! Наши двери для вас всегда открыты! И в знак благодарности я хочу каждому из вас подарить ключики от моего царства, можете повесить их как медальончики на шею и в любую минуту, взяв волшебный бумажный квадратик в руки, с его помощью у вас получатся самые лучшие поделки!(Принцесса Оригами вручает волшебные ключики)

Дети: Принцесса, почему вы грустите? 

Дети: Они промокли и пропали! На бумажных птиц попала вода, и они порвались! (воспитатель выслушивает ответы детей).

Дети: Сделаем новых птичек!

 

Дети рассказывают:

Квадратный лист бумаги сгибается по диагонали, вновь разгибается. Он укладывается так, чтобы линия сгиба была вертикальна. Боковые углы сгибаются к линии сгиба (таким образомя анализируется схема)
(дети выполняют поделки под негромкую, спокойную мелодию).

 

 

 

 

 Дети приклеивают на плакат с нарисованным деревом свои поделки.

Дети: Принцесса Оригами! 

Дети: Да, теперь в вашем царстве снов

Дети исполняют частушки:

1 ребенок:
Что такое оригами,
Мы сейчас вам объясним:
Это значит, из бумаги

Делаем мы, что хотим.
2 ребенок:
Прямоугольники, квадраты
Мы сгибаем много раз.
Получаются игрушки
Для прогулок и проказ.
3 ребенок:
Нам сказали: оригами
Родилось в Японии.
Очень рады, что и нас
С ним здесь познакомили.

Дети: Да!

 

Заключительная

Воспитатель:Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Оригамию! Мы совершили доброе дело, вернули этой стране птиц и заставили улыбнуться принцессу. Предлагаю на прощание спеть песню об Оригами!
Оригамия, друзья, необычная страна –
В ней всё созданное нами оживает.
Солнце, птицы, облака,
как цветок, глядит, звезда,
Нам мигая, путь-дорогу освещает.
Припев:
Знать, на радость нам дана
Оригамия-страна!
Из простой бумаги наша сказка.
Не ленись, учись, дружок,
Сядем все в один кружок,
Нам ещё нужна учителя подсказка.
2-й куплет:
И коль стал ты такой
замечательной страной,
Где умения детей с мечтою дружат,
Значит, надо продолжать,
мастерить и сочинять
Город-сказку, где добро,
как птица, кружит.

Дети с педагогом и  принцессой Оригами исполняют песню.