Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Семинар-практикум "Развитие детей имеющих речевые нарушения посредством технологии "Робототехника"

 

Опыт работы по использованию робототехники в старшей группе № 2 «Почемучка» компенсирующей направленности

Робототехника – это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требования ФГОС и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования – это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового поколения.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники отсутствует.

Немаловажным нужно отметить, что применение робототехники в детском саду как инновационной методики обеспечивает равный доступ детей ко всех социальных слоев к современным образовательным технологиям. Педагоги дошкольных образовательных организаций могут поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира технического прогресса.

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Интеграция в массовые школы детей с речевыми нарушениями успешна только при условии достаточно высокого уровня развития речи.

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких инновационных педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный характер, способствующие активному речевому развитию детей. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. 
    В 2014-2015 учебном году на базе нашей группы была создана группа компенсирующей направленности. В качестве дополнительного образования ввели инновационную технологию «Робототехника», которая оказывает эффективное воздействие на развитие мелкой моторики рук, а,  следовательно, и  на работоспособность коры головного мозга, то у детей значительно повысится уровень речевого развития. Продолжительность реализации данной технологии – 2года. Занятия проводились 1 раз в неделю, продолжительность - 25 минут.

Цель: развитие личности, способной к свободному коммуникативному общению, умение ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения; развитие первоначальных конструктивных умений и навыков в процессе.

На родительском собрании познакомили родителей с данной технологией, основными задачами и принципами (на слайде задачи и принципами).

Объяснили, что робототехника -   это практическая творческая деятельность, что это развитие умственных способностей, которые проявляются и в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной и т.д. Это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей творчески решать любые задачи.    Робототехника является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. А также она позволяет родителям с детьми участвовать в совместных встречах, организованных досугах. Нами был проведен мастер-класс, где родители имели практическую возможность познакомиться с данной технологией.

Основой работы с применением робототехнике являлось конструирование «Умных игрушек», воспроизведение действий персонажей с оживлением и озвучением, конструирование моделей с последующим описанием, использование  сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи. Ведется работа по лексическим темам  с помощью лего-конструктора, имеющий широкий выбор наборов, дает возможность детям запомнить слова, используя тактильные и зрительные анализаторы. Использование конструктора в работе с детьми позволяет осуществлять образовательный процесс с наибольшим психологическим комфортом.  Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу из конструктора, что делает пересказ развернутым и логичным. В работе с конструктором отрабатываются грамматические конструкции: согласовании числительных с существительными.

Использование робототехники позволяет делать образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, она не вызывает у них негативизма, приучают детей к внимательности, усидчивости, точному выполнений инструкций. Это помогает лучшему усвоению программного материала.

         Дети после занятий по робототехнике свободно участвуют в беседе, но имеют затруднения  при высказывании собственного мнения.

Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных