Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Образовательный проект "Бумажные превращения" для детей 6-7 лет с ОНР

 

Японская мудрость издревле гласит:

«Великий квадрат не имеет пределов».

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечет интересное дело.

А. Е. Гайдаенко

Актуальность

            Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В.А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. А создать эти яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.

Использование  оригами  в образовательном процессе в первую очередь, конечно же, связано с возможностью использования  его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность  мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. А у старших дошкольников происходит, и тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Орига́ми (яп.折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Нас, педагогов группы, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной деятельности. Применение игрушек оригами на занятиях по развитию связной речи, в театрализованной деятельности помогает проведению коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка должна быть развита крупная и мелкая моторика. Поэтому одним из требований реализации основной  образовательной программы ДОУ является создание специальных условий по речевому развитию, в том числе для детей с ОВЗ, что и стало ключевым  в нашей педагогической деятельности.

Проблема

В 2015-2016 учебном году мы работали с детьми старшей группы компенсирующей направленности, которую посещали 18 мальчиков и 6 девочек. Данную группу детей мы набрали в сентябре 2015 года. Из них 7 детей разных национальностей и русской речью пользовались очень слабо. Проанализировав ситуацию речевого развития воспитанников и умения работать с бумагой средствами диагностического обследования на начало 2015-2016 учебного года мы получили следующие результаты: у 79%воспитанников имеются затруднения в оформлении собственных речевых высказываний, у 63% детей слабо сформированы представления о способах работы с бумагой в технике оригами.(Приложение№1).

Для более углубленного понимания причин выделенной проблемы, был проведен опрос  среди родителей, который показал, что 45% родителей не имеют представления о технике оригами. 38% родителей ответили, что они знакомы с техникой  оригами, которая позволяет развивать у ребёнка моторику пальцев рук, речь, воображение, труд. 17% родителей  считают технику оригами просто увлечением. На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок занимался оригами в ДОУ?» 90% ответили утвердительно «да».

Кроме всего сказанного отмечаем, что в учебном плане ДОУ работе с бумагой и картоном отведено всего 0.25 часа в месяц. И большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Этого времени недостаточно, чтобы у детей сформировалось умение создавать объемные игрушки в технике оригами.

Исходя из сложившейся образовательной ситуации в группе, появилась необходимость разработки проекта на тему «Бумажные превращения». Проект разработан с учетом требований ФГОС ДО и общеобразовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду», автор М.А.Васильева и реализуется в рамках дополнительного образования в форме кружковой  деятельности. Предусматривается количество занятий 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год, продолжительностью не более 25 минут.

Цель: развитие связной речи детей, имеющих речевые нарушения средствами оригами.

Задачи:

Обучающие:

- Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

- Учить детей вести диалог между ребенком и сверстником, между ребенком и воспитателем по поводу изготовления поделки.

Развивающие:

-Развивать умение сочинять короткие рассказы о своей поделке.

- Способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук.

Воспитательные:

-Воспитывать культуру речевого общения.

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательность.

Описание ожидаемого образовательного результата

По окончании реализации проекта «Бумажные превращения» у детей предполагается сформировать:

у детей:

-речевую компетентность;

-умения создавать объемные игрушки в технике оригами.

у родителей:

-интерес к изготовлению совместных с детьми поделок в технике оригами.

Организационное содержание занятий

            Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения,  сведения о предполагаемом предмете складывания.

      Подготовка к занятию (установка на работу).

      Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):

- повторение названия базовой формы;

- повторение действий прошлого занятия;

- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.

      Введение в новую тему:

- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.);

- показ образца;

- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

- повторение правил складывания.

     Показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте) зависит от уровня подготовки и сформированности навыков ребенка);

     вербализация воспитанниками некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

     текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

     самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

     оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

     анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Формы контроля и методы оценки, результаты диагностики

С целью определения уровня речевой компетентности  дошкольников, их умения работать в технике оригами, определение продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика. (Октябрь, апрель.

Используются следующие формы проведения педагогической диагностики: наблюдение за деятельностью, дидактические и речевые игры, просмотр видеофильмов. В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используем игровые персонажи, а также создаем игровые ситуации.

Диагностические задания включены в режимные моменты и во время проведения образовательной деятельности, их проведение не требует дополнительного времени. Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, ему предлагается индивидуальная деятельность - задания, вопросы, игры.

Выделяем следующие критерии диагностики компетентностей дошкольников:

1. Речевая компетентность.

  • умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение собеседника.
  • умение ориентироваться в разных ситуациях общения.
  • использовать разные способы образования слов и предложений.
  • составление рассказов, сказок, историй.

2. Умение работать в технике оригами.

  • Складывание бумаги разной формы в разных направлениях.
  • Самостоятельное использование разной по фактуре бумаги.
  • Нанесение разметки с помощью шаблона.
  • Чтение схем.

Результаты по критериям заносятся в карты диагностики компетентностей старших дошкольников (Приложение №2, 3).

Методы оценки

По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний и высокий. Уровни определяем в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. Выявление результатов проводится по уровням, отраженным в «Программе воспитания и обучения в детском саду», автор М.А.Васильева.

Высокий уровень: ребенок самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми. В творческой речевой деятельности грамотно сочиняет рассказы, сказки, истории. Речь чистая, выразительная, связная. Свободно владеет техникой оригами.

Средний уровень: ребенок проявляет желание участвовать в коллективных обсуждениях, задает интересные вопросы, предлагает варианты решения проблем. Речь понятная, но требуется помощь взрослого при построении связных выражений и при выполнении конструкции в технике оригами.

Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к речевому общению, неохотно участвует в словесных играх, формулы речевого этикета однообразны. Техникой оригами не владеет.

Форма подведения итогов реализации проекта:

      выставка детских работ;

      театрализованное представление.

 

Перспективный план

№ п/п

Тема

Цель

Кол-во

занятий

Сентябрь

  1.  

Беседа:  «что такое оригами»

Дать понятие оригами. Познакомить с базовой формой квадрат.

1

  1.  

Формы и приемы, используемые в оригами

 

Познакомить с терминологией, используемой в оригами (сгиб долиной, горой), упражнять в сгибаниях основных базовых форм

1

  1.  

Деревья

Показать, как  можно изготовить деревья  с кронами различной формы, используя основные элементы складывания.

1

  1.  

Коллективная работа «Грибная пора»

Учить работать с квадратной и прямоугольной формой; воспитывать желание создавать коллективную композицию, помогать друг другу

1

  1.  

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

1

Октябрь

  1.  

Курочка

Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

1

  1.  

Театрализация сказки «Курочка ряба»

Учить детей составлять рассказ;

развивать связную речь;

1

  1.  

Свинья

Закреплять умение складывать из бумаги прямоугольник, развивать интерес к окружающему миру и воображение, обогащать словарь.

1

Ноябрь

  1.  

Герои сказки «Репка» дед, бабка, внучка

Учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей;  познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами с помощью схемы; совершенствовать умение детей работать в мини – группе.

1

  1.  

«Собачья семейка»

Учить самостоятельно изготовить  базовую форму «треугольник»; умение складывать по показу воспитателя; самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера; продолжать  учить дорисовывать мордочку собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)

1

  1.  

Кошка

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

1

  1.  

Мышь

Продолжать учить «читать» схемы; Упражнять в умении складывать квадрат по диагонали; Закрепить представления о признаках квадрата; Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией;

1

  1.  

Театрализация русской народной сказки «Репка» (настольный театр)

Закрепить умение детей мастерить поделки, используя полученные навыки, опираясь на пооперационные карты, - предложить детям выбрать персонажей сказки для самостоятельной работы по их изготовлению

1

Декабрь

  1.  

Лиса

 

 

Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей».

Продолжать учить дорисовать мордочку: глаза, нос.

1

  1.  

Заяц

 

 

 

Продолжать учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях;

 закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки;

1

  1.  

Коллективное панно

по сказке

 «Заюшкина избушка»

Продолжать учить делать индивидуальные  композиции; развивать умение передавать в работе связное содержание, сочетать образы и предмету между собой; развивать пространственную ориентировку; воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

1

Январь

  1.  

Елочка

 

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.          

1

  1.  

Снежинки

 

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

1

  1.  

«Снеговик»

Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

1

  1.  

Составление рассказа по сюжетной композиции.

Учить детей составлять рассказ. Развивать связную речь, творческое воображение.

1

Февраль

  1.  

Самолеты

Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в стиле оригами из прямоугольного листа бумаги. Развивать мелкую моторику рук. Уметь использовать готовые поделки в играх.

1

  1.  

«Кораблики в море»

(коллективная композиция)

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.

1

  1.  

«Поздравительная открытка к 23 февраля»

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея.

Продолжать учить составлять композицию на половине альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. 

Упражнять в сочинении стихотворения.

1

Март

  1.  

Хризантема тюльпан, гвоздика,

 

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

1

  1.  

«Мамин праздник»

(поздравительная открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

1

  1.  

«Весна красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

1

Апрель

  1.  

Воздушный змей

 

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

1

  1.  

Вертушки

 

 

 

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

1

  1.  

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

1

Май

  1.  

Бабочка

Продолжать формировать умение складывать бумагу гармошкой по диагонали

1

  1.  

Рыбка

 

Закрепить умение складывать по диагонали. Вырабатывать умение обрезать мелкие детали  контуру

 

1

  1.  

Панно «Как прекрасен этот мир»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

Заучивание стихотворений об окружающем мире.

1

  1.  

Итоговое занятие.

Презентация проекта

 

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

1

Работа с родителями

            В ходе реализации проекта предусматривается регулярное  индивидуальное консультирование родителей,  проведение собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:«Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Значение оригами для развития мелкой моторики рук ребенка», «Чем занять ребенка дома. Техника оригами».

(Приложение №3).

 

Оборудование и материалы

         1.         Белая и цветная бумага

         2.         Ножницы

         3.         Клей

         4.         Кисточки

         5.         Салфетка

         6.         Акварельные краски, цветные карандаши и фломастеры

 

Отчет о результатах работы по проекту

Проработав по проекту с детьми 1 год нами была проведена промежуточная диагностика (приложение №2). По результатам диагностики прослеживается положительная динамика. Уровень речевого развития детей улучшился у 12%, сформированность умения работать с бумагой в технике оригами увеличилась у  30% детей.

Было выявлено, что дети освоили простые, средние и сложные базовые формы техники оригами; отработали навыки самостоятельного чтения и выполнения работ по схемам; научились составлять коллективные работы; придумывать описательные и творческие рассказы, придумывать и сочинять истории, давать название своим игрушкам; проводить инсценировки сказок и историй.

Для себя отметили, что ребята стали более открытыми, самостоятельными, инициативными. Уже на ранних этапах развития сформировались творческие способности, их руки стали более гибкими и послушными. Бумажные поделки помогали нам создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе, устанавливать добрые отношения друг с другом, создавать атмосферу открытости и доверия. Игрушки получаются забавными и объемными, с ними дети играют.

 

 

Приложение №1

 

Таблица результатов диагностики детей на начало 2015-2016 ученого года

Общее количество детей – 24.

 

Критерии

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Развитие речевой компетентности

-

5-21%

19-79%

Умение работать с бумагой в технике оригами

-

9-37%

15-63%

Приложение №2

 

Таблица результатов диагностики детей на конец 2015-2016 ученого года

Общее количество детей – 24.

 

Критерии

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Развитие речевой компетентности

-

8-33%

16-67%

Умение работать с бумагой в технике оригами

2-8%

14-58%

8-33%

Приложение №3

Консультация для родителей на тему:

«Значение оригами для развития мелкой моторики рук ребенка»

Общеизвестно, какое важное значение в процессе роста ребёнка имеет развитие мелкой моторики его рук. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скрытости. Развитие мелкой моторики сказывается на всестороннем развитии ребёнка: совершенствуется физическое развитие, психическое (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, наблюдательность), речевое.

Для развития мелкой моторики рук используются занятия оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера 

 Оригами – слово японское. В переводе оно означает «складывать бумагу». Искусство создания бумажных фигурок является довольно древним, и своими корнями уходит в далекое прошлое. Сегодня оригами распространилось по всему миру, снискало миллионы поклонников за пределами Японии и прочно заняло свою нишу в образовательных и развивающих программах.

 Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. Естественно, сложные игрушки, а тем более большие фигуры, составленные из нескольких листов бумаги, детям не по плечу. Обучение оригами начинается с основ и самых простых фигурок, которые по силам любому ребенку. По мере овладения основными приемами, используемыми в оригами, дети обучаются складывать основные (базовые) фигуры, и сложность работ постепенно нарастает.

При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. В ряде случаев при работе необходим клей, и юные мастера отрабатывают умение с ним обращаться, аккуратно намазывать бумагу клеем и убирать его излишки.

 Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

 Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

 Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

 Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

 Все разнообразие известных фигурок оригами основано на шести основных формах, носящих условные названия «треугольник», «шкаф», «блинчик», «книжка», «рожок», «конфета». Для изготовления этих форм не нужно особых навыков, поэтому детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста они вполне по силам.

 Для создания базовых форм необходимо умение сгибать лист бумаги пополам (вертикально или по диагонали), а также последовательно сгибать в различных направлениях, в том числе от центра к углам и от углов к центру. В этом нет ничего сложного, и дети отлично справляются с этими задачами.

Освоив простейшие базовые формы, дети приступают к изготовлению наиболее простых поделок. В процессе складывания простых фигурок дети осваивают новые понятия и навыки оригами: вогнуть, согнуть вовнутрь или наружу, перевернуть, повернуть, сделать складку и так далее. Овладев ими, ребенок уже сможет выполнить из бумаги основу для сложных фигур – базовые формы «двойной треугольник» и «двойной квадрат». На основе этих двух базовых форм ребенок сумеет построить игрушку любой сложности по готовому описанию или придумать свою.

Фигуры, сложенные из бумаги, дети эффективно применяют в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, используются в разных видах театра: театр на палочках, театр на магнитах. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

 Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В группе собрана целая флотилия из бумажных лодочек и корабликов. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для корабликов дети используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный, исследовательский характер я предлагаю им использовать для складываниясамолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом. Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывают свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. 

 

Консультация для родителей на тему:

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

 Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.

 Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, созда­теля первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»9

  В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики»3.

 Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

 Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести: доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

 Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

  В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

  Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

 

Консультация для родителей на тему:

«Чем занять ребёнка дома. Техника оригами»

 Трудно встретить человека, который бы в детстве не был знаком с моделями, сделанными из бумаги - самолетики, кораблики, хлопушки, шапочки из квадрата бумаги. Но, пожалуй, не все знают, что это - японское искусство сложенной бумаги и называется оригами.

Кому не знаком маленький японский журавлик, сложенный из квадрата бумаги? А прилетел этот журавлик из седой старины 6-го века н.э., издревле почитался японцами как символ надежды, долгой жизни и счастья. В древней Японии искусство складывания передавалось от родителей к детям, "от сердца к сердцу", из рук в руки, рождая великих мастеров.

Благодаря своей универсальности искусство оригами способно легко переходить от простой детской забавы к сложной художественной форме и наоборот, поэтому оригами сегодня используется и в качестве развлечения, и является важным фактором в образовании.

Для чего нам нужно оригами? Давайте поговорим об этом, дорогие родители.

Овладевая техникой оригами, ребенок учится общаться с бумагой, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи ребенка. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами - мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, а они еще и разнообразны. Очень важно и то, что в процессе оригами работают обе руки. Поэтому оригами гармонизирует работу обоих полушарий мозга, что способствует развитию творческих задатков у ребенка.

 Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), способствует развитию конструктивного мышления, художественного вкуса, творческого воображения. Оригами активизирует все мыслительные процессы, самостоятельность, способствует концентрации внимания.

Оригами легко соединить с игрой: сложив из бумаги поделки, ребенок может пересказывать с их помощью знакомые сказки, придумывать свои истории и обыгрывать их, что немаловажно для развития речи ребенка.

 Достоинство оригами еще и в том, что этим увлекательным делом можно заняться с детьми где угодно: дома, на даче, в поезде и т.д. Для этого не нужно специальных приспособлений, инструментов - достаточно иметь обычный лист бумаги.

С какого возраста можно начинать заниматься оригами? Опыт показывает, что некоторые задания прекрасно могут быть выполнены детьми уже в 3-4 года. В 5-6 лет ребёнок способен выполнять более сложные фигуры и составлять из них композиции на разную тематику. Благодаря этой удивительной технике, вместе с ребёнком вы можете отправиться в удивительные путешествия по Африке, Антарктиде, или заглянуть на дно океана и познакомиться с морскими обитателями. Фантазия вашего ребёнка подскажет в каком направлении вам двигаться!

 Вы и сами можете сделать с детьми простые поделки. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. А что-то можно и преподнести в подарок близким. Оригами - это приятное времяпрепровождение для всей семьи!

 

Отзывы
05.01.2017
Ольга
     
Считаю речевое развитие детей с ОНР важным и актуальным направлением. Во взаимодействии с оригами очень интересно для дошкольников.
Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных