Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Детско - родительский проект по патриотическому воспитанию детей старшей группы "Традиции моей России"

 

«Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев

 

Актуальность

За последнее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах

общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса жизненного самоопределения и становления личности.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина нашей страны.[1, с. 16].

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной  культуре  своего народа  и ее освоение следует начинать в дошкольном детстве. 

Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа впервые годы жизни он активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать  важнейший социальный опыт. У него формируется отношение к различным вещам и явлениям,  что в дальнейшем определяет мировоззрение  развивающейся личности.

 В любой форме приобщения детей к культуре должна отстаиваться  ее ценность и сущностная информация.  Особенностью этого  направления работы  должно быть проживание ребенком чужого опыта -  социально - исторического опыта народа,  создавшего эту культуру, и нахождение в нем своего  "Я".

Народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народа, но и способствует развитию таких процессов, как восприятие, образное мышление, воображения, эмоционально – положительные отношения к объектам эстетического содержания.  Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Каждому человеку необходимо знать историю, традицию и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. [1, с. 16].

В наше время, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Поэтому приобщение детей к семейно-бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

При изучении различной методической и научной литературы по данному направлению мы еще раз убедились, что для работы с детьми предлагаются различные формы приобщения детей к традициям русской культуры. Но недостаточно освещаютсявопросы в плане работы с семьей по данной проблеме.

При диагностике компетентностей воспитанников своей старшей группы в сентябре 2012-2013 учебного года нами был выявлен недостаточный уровень  знаний детей в области истории своей страны, её культурном наследии.

 

Уровень

Критерии

Ребенок имеет развернутое представление о родном городе, стране

Ребенок знает название страны, государственные символы

Ребенок имеет представления о народных праздниках: Рождество, Масленица, Жаворонки, Пасха

Ребенок имеет представление о традиционных народных ремеслах и  промыслах

Общий итог

Всего детей 24

Высокий

5 - 21%

10 -42%

5 - 21%

3-13%

24%

Средний

9 – 38%

7 – 29%

6 – 25%

5-21%

28%

Низкий

10 -42%

7 -29%

13 – 54%

16-67%

48%

 

При этом слабо отработана система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

В связи с этим возникла  необходимость создания  проекта «Традиции моей России».

 

Цель проекта: формирование у дошкольников патриотических и духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному наследию России.

Задачи:

Обучающие.

-Формирование представлений о национальной культуре, традициях, обычаях - народном наследии страны через совместные с родителями развлечения, кружковую деятельность.

Развивающие.

- Расширять словарный запас  детей через употребление в разговорной речи названий предметов быта,  использования устного народного творчества.

-Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

- Создавать предметно-развивающую среду  в группе в соответствии с ФГТ  для успешной реализации проекта.

Воспитательные.

- Воспитать  интерес и уважение к традициям русского народа.

- Привлекать родителей к реализации проекта через совместные праздники, развлечения, оформление предметно-развивающей среды.

    Новизна проекта «Традиции моей России» заключается в ознакомлении с традициями и праздниками русского народа, показать взаимосвязь их с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом.

Ценность данного проекта заключается в том, знакомство детей с народным искусством строится на материале, имеющем подлинную художественную ценность. То есть используются любые возможности, чтобы посетить историко-краеведческий музей, семьи воспитанников, пойти на экскурсию и т.д. При знакомстве с народным промыслом показываются только подлинные образцы этого промысла. И в первую очередь дети знакомятся с теми промыслами, которые бытуют в нашем северном крае.

 

Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности: творческий, познавательно – игровой, исследовательский.
  • По времени проведения: продолжительный (1 год).
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ.
  • Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

База реализации проекта: старшая группа №1 «Почемучка» МБДОУ детский сада №9 «Журавушка» комбинированного вида городского округа Стрежевой. Проводится в рамках кружковой деятельности, 1 раз в неделю, во 2 половине дня.

 

Пути решения поставленных задач:

Работа с родителями:

  • Родительские собрания.
  • Привлечение родителей к обогащению предметно – развивающей среды патриотического уголка.
  • Совместные выставки, конкурсы.
  • Совместные праздники и развлечения.

Работа с детьми:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Экскурсии в историко-краеведческий музей и музей истории ВНК ТН,
  • детскую библиотеку.
  • Выставки и конкурсы.
  • Разыгрывание русских народных сказок.

     Ожидаемый результат

 

  • Повысить интерес родителей к оформлению уголка театрализованной деятельности и патриотического уголка группы.
  • Понимание детьми значимости праздников, обычаев и традиций.
  • Умение детей самостоятельно организовывать русские народные игры, на основе имеющихся знаний, полученных от родителей.
  • Проявление интереса к истории рода своей семьи, культуре и традициям своего народа посредством участия родителей и детей в мини-проектах.

Поэтапный план реализации проекта

 

Концептуальный (сентябрь 2012

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование цели и задач проекта.

Исходно-диагностический

(ноябрь 2013г.)

Разработка диагностического инструментария. Диагностика детей.

Формирующий (ноябрь 2012-май 2013)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Итогово-диагностический (май 2013)

Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств.

 

Перспективный план работы по реализации проекта

«Традиции моей России»

Сентябрь:

  • Организованная образовательная деятельность на тему: «Быт и основные занятия русских людей».
  • Выставка рисунков детей «Золотая хохлома».

 

Октябрь:

  • Совместный праздник: «Осенняя ярмарка».
  • Поход в лес.
  • Обогащению предметно – развивающей среды (патриотического и театрализованного уголка).
  • Организованная образовательная деятельность на тему: «Русская печь».

Ноябрь:

  • Фотовыставка  «Наш семейный отдых».
  • Совместный праздник «День матери».
  • Организованная образовательная деятельность на тему: «Традиции нашего северного края».

Декабрь:

  • Организованная образовательная деятельность на тему: «Наша страна - Россия».
  • Беседа с детьми на тему: «Что такое генеалогическое дерево».

 

Январь:

  • Праздник-развлечение «Приходила Коляда во святые ворота».

 

Февраль:

  • Фотоконкурс «Есть такая профессия – Родину защищать!» (выставка армейских фотоальбомов пап воспитанников группы).

Март:

  • Тематический вечер «Тепло материнского сердца». «Бабушкины игры и игрушки». Выставка любимых книг и игрушек мам и бабушек.
  • Праздник-развлечение «Масленица - Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

 

Апрель:

  • Беседа на тему:  «Светлая Пасха».
  • Организованная образовательная деятельность на тему: «Традиции русской кухни»

 

Май:

  • «День Победы»: в рамках кружковой работы организовать экскурсию в парк к памятнику погибших воинов.

 

 

Тематика совместных экскурсий с родителями и детьми в историко-краеведческий музей и музей истории ВНК ТН

 

№ п/п

Тема экскурсии

Срок исполнения

1

Историческая справка о родном городе

Сентябрь

2

Как рубашка в поле выросла

Октябрь

3

Прошлое и настоящее нашего района

Декабрь

4

Игрушка мала, да всем детям мила

Февраль

5

Лапотная Русь

Март

6

Гордимся тобою, наш город родной!

Апрель

7

Наш район меняет свой облик

Май

8

Экскурсии к памятным местам района

В течение года

 

 

Прогноз возможных рисков и способы их преодоления

№ п/п

Возможные риски

Пути преодоления

 1

Слабая заинтересованность детей и родителей

Педагогам самим проявлять большую заинтересованность проектом; делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на запланированные мероприятия.  Стимулировать в качестве поощрения детей и их родителей грамотами, благодарностями, представлять результаты деятельности на родительских собраниях, различных конкурсах и т.д.

 2

Часто болеющие дети

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

 

 

Оценка эффективности реализации проекта:

 

Параметры:

  1. Определения уровня сформированности представлений детей о традициях и  народных праздниках.
  2. Выявление интереса к культуре и традициям своего народа.
  3. Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.

 

Методы оценки результатов:

             Результативность, эффективность проекта  выявляется путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до реализации проекта и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

 

Диагностический инструментарий для диагностического обследования детей

 

- наблюдение за детьми в процессе тематических занятий, бесед, занятий-путешествий, занятий-викторин;

- индивидуальные беседы;

- игровые тестовые задания, дидактические игры;

- вопросы поискового характера;

- игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т.д.).

 

 

Оценка результатов проводится по следующим критериям:

Высокий уровень:

Ребенок самостоятельно называет родной город, страну; имеет развернутое представление о государственных символах, народных ремеслах и  промыслах, праздниках и традициях: Рождество, Масленица, Жаворонки, Пасха.

Средний уровень: Ребенок недостаточно имеет представлений о родном городе, стране, о государственных символах, народных ремеслах и  промыслах, праздниках и традициях: Рождество, Масленица, Жаворонки, Пасха.

Низкий уровень: Ребенок не имеет представлений о родном городе, стране, о государственных символах, народных ремеслах и  промыслах, праздниках и традициях: Рождество, Масленица, Жаворонки, Пасха.

 

Диагностика родителей

- беседы;

- анкетирование.

 

Результаты диагностики детей по итогам реализации проекта

 По окончании реализации проекта была проведена итоговая диагностика и выведены следующие результаты.

Уровень

Критерии

Ребенок имеет развернутое представление о родном городе, стране

Ребенок знает название страны, государственные символы

Ребенок имеет представления о народных праздниках: Рождество, Масленица, Жаворонки, Пасха

Ребенок имеет представление  о традиционных народных ремеслах и  промыслах

Общий итог

Всего детей 24

Высокий

9-37%

12-50%

8-33%

8-33%

38%

Средний

10 -42%

9 -37%

10 - 42%

9-38%

40%

Низкий

5 -21%

3- 13%

6 - 25%

7-29%

22%

 

Из таблицы видно, что увеличилось количество детей с высоким уровнем развития, а именно на 17% и снизилось количество детей с низким уровнем на 22%.

 

Результатами проведенной работы являются:

Воспитанники:

ü  Дети проявляют самостоятельность в общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.

ü  У детей имеются представления о ценности и своеобразии народных традиций, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

ü  Дети знакомы с народными праздниками, традициями, но как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.

ü  У большинства детей отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

ü  У детей имеются знания о разнообразных праздничных традициях, народном фольклоре.

ü  Дети могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник.

ü  У  детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.

ü  Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

Родители:

  1. Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагогов и детей.
  2. Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  3. Расширилась сфера участия родителей в организации образовательного процесса в группе.
  4. Оформлены фотоальбомы, семейные газеты: «Наш отдых с семьей», «Семейные праздники», «Все работы хороши», выставка «Семейные реликвии», «Наш детский сад».
  5. Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
  6. Организованы и проведены праздники: «Широкая Масленица», «Пришла Коляда во святые ворота», «В гости к нам пришли матрешки», развлечение «Игры наших бабушек».

 

Заключение

В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что приобщать детей к русской культуре и традициям необходимо с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать гордость и уважение за русскую культуру, ее традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться  к ней.

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект может быть использован в работе старших воспитателей, молодых специалистов, педагогов ДОУ по привлечению родителей и детей  к совместной деятельности в распространении  традиции народной культуры.

 

Используемая литература

 

  1. Аладко О. И. Мы наследники Победы! Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей / О. И. Аладко. – Стрежевой: РА  Протей.- 2010. – 165 с.
  2. Александрова  Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель. – 2007. – 203с.
  3. Богачёва И.В. Моё Отечество Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ И.В. Богачёва. – М.: Издательство ГНОМ и Д. – 2005. –232с.
  4. Елжова Н. В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова / -Изд.2 - е. – Ростов/н/Д.: Феникс. – 2009. – 282с.
  5. Зеленова Н.Г.,Осипова Л.Е «Мы живём в России подготовительная группа» -Скрипторий.-2003.-96с.
  6. Козлова С.А. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада / С. А. Козлова. – М.: Просвещение. – 1985. – 238 с.
  7. Кондрыкинская Л. А.С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера. -  205. – 192 с.
  8. Соловьёва Е.В.,Царенко Л.И. «Наследие» Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре-Дрофа.-2010.-203с.