Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Интегрированное занятие в старшей группе на тему: "Русская печь"

Программные задачи.

Обучающие:

1. Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

2. Учить называть основные части печи и ее утварь, тем самым активизируя словарь детей.

3. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленные вопросы воспитателя.

4. Продолжать учить детей воспроизводить текст по предложенным схемам.

Развивающие:

1. Закрепить знания о печи как неотъемлемой принадлежности русской избы.

2. Развивать мыслительные способности путем загадывания загадок.

3.Вспомнить названия сказок, где можно встретить русскую печь, совершенствовать знания детей о ее устройстве.

Воспитывающие:

1.Воспитывать умение чтить традиции посредством народных пословиц.

2.Вызвать у детей желание принять участие в стряпне калачей.

Материал и оборудование: аудиозапись русской народной мелодии, слайдовая мультимедийная презентация, ноутбук, экран, проектор, кусочки соленого теста на каждого ребенка, детская деревянная лопатка.

Предварительная работа: беседы по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь». Рассматривание иллюстраций с изображением русской печи. Чтение русских народных сказок. Заучивание пословиц и поговорок.

 

Ход НОД

Сюрпризный момент

Слайд №2 «Емеля на печи».

На слайде появляется Емеля.

Педагог: Кто это? Из какой сказки к нам пришел этот сказочный герой? (Из сказки по «щучьему веленью).

Педагог: Здравствуй, Емеля! Нельзя все время лежать на печи, нужно учиться и работать. Вот наши дети знают много!

Емеля (звук на слайде): Ну и что же они знают?

Педагог: Ну, к примеру, дети могут рассказать о твоей любимой печи.

Емеля (звук на слайде): Ну что же очень интересно,  хотелось бы послушать!

Беседа

Педагог: Ребята, скажите для чего нужна людям печь в избе? (Для тепла, чтобы готовить еду, сушить одежду, обувь, грибы, ягоды, для сна).

Педагог: Назовите профессию человека, который кладет печь? (Печник).

Педагог: Какой строительный материал использует печник, когда устанавливает печь в избе? (Кирпич, глину).

Педагог: Какими дровами лучше всего топить печь? Почему? (Березовыми. Они дают больше тепла).

Педагог: Вот видишь Емеля, ребята, тебе объяснили, что самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? В старину говорили: «Печь нам – мать родная», «У печи все красное лето». Зимой даже кур под печкой держали.

Педагог: Ребята, в каких русских народных сказках русская печь является героем произведения? («Гуси-лебеди», «По щучьему веленью»).

Педагог: Емеля, а наши ребята знают еще много пословиц о печи. Одни из них хвалят печь, другие учат добру и дружбе каждого члена семьи. (Дети называют пословицы по схемам на слайде: «Бабья дорога от печи до порога», «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи», «Добрая то речь, что в избе есть печь».

Слайд №3-№5

Педагог: Вот видишь, Емеля, сколько ребята знают пословиц про печь. А теперь давайте немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика  «Емеля-повар»

Емеля готовил обед,

А тут отключили свет.

Ребром ладони дети стучат по столу.

 

Емеля леща берет

И опускает в компот.

Загибают большой палец на левой руке.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Загибают указательный палец.

Мешает суп кочерыжкой.

Загибают средний палец.

Сахар сыплет в бульон

Загибают мизинец.

И очень доволен он!

Разводят руками.

 

Хороводная игра «Кот на печку пошел»

- Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

Горшок каши горяч,

Не дается, хоть плачь.

 

Игра «Построй печь»

Педагог: А сейчас я вам предлагаю построить печь. Вы будете настоящими печниками. Я буду называть роль той или иной части печи, а вы должны ее назвать правильно.

  1. Эта часть печи в основном предназначается для горшков и чугунов, которые отсюда вносятся с помощью ухватов в горнило печи. Как эта часть печи называется? (Шесток).

3. Как называется часть печи, где хранили печной ин­вентарь, дрова (подпечек).

  1. Как называется часть печи, которая предназначена для того, что­бы закрывать трубу после окон­чания топки печи (вьюжка).

5. Как называется часть печи, в которой можно сушить варежки, носки и другие вещи? (горнушка).

6. Как называется место, где можно отдыхать (полати).

Слайд №7 «Выкладывание печи».

Педагог: Ребята, а вы знаете, что печки бывают разные? Кроме русской печи, о которой вы много знаете, есть печи буржуйка и голландка. Эти печи просто отапливают жилье. И сделаны они из железа. Они очень опасные – сильно нагреваются, и можно нечаянно обжечься.

Загадки

Педагог: Ребята, скажите, что такое печная утварь? (То, что помогает хозяйке работать у печи).

Педагог: Вот сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если правильно отгадали загадку, то на экране появиться отгадка.

1. Помогаю я хозяйке

    Ухватить чугунок жаркий…. (Ухват). Слайд №8

2. Поправить топку

    Помогаю ловко

    Помощница огня.

    Трудяга…(Кочерга).  Слайд №9

3. Помогает нам

    Красавица у печи

    Снять с плиты

    Пироги и калачи,

    Чтобы мог в рот

    Положить их ты…(Деревянная лопатка) Слайд №10

4. Варят суп во мне и щи,

    Ты в печи меня ищи… (Чугунок)   Слайд №11

 

Творческая деятельность «Печька-печенька»

Педагог: Давайте вспомним, какие угощения можно приготовить в печи? (Каша, пироги, щи). Как, вкусны и каша, и щи, да и пироги самые румяные. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Все, что в печи – на стол мечи», или  «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!». Ну а самое главное, конечно, это хлеб. А теперь я вам  предлагаю нарисовать печь, такую как вы ее представляете.

Все работы в дальнейшем оформляются выставкой.

Итог

Педагог: Что за прелесть – эта русская печь! Почет ей передается из поколения в поколение. Воздадим же славу нашей матушке-кормилице!

Слайд №12.

Под русскую народную мелодию дети провожают Емелю.

 

 

Список использованной литературы:

1.Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие/Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко. – М.:  Дрофа, 2010.-203, [5] с. – (Патриотическое воспитание).

2.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-6-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.-208 с.

3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /По ред.Л.А.Кондрыкинской. –М: ТЦ Сфера, 2005.  – 192 с. («Серия вместе с детьми»).