Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составления рассказа по картине "Кошка с котятами"

Цель: формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины, отвечая на вопросы по ее содержанию.

Задачи:

Обучающая:

  • Упражнять в отгадывании загадок;
  • Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);
  • Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;
  • Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Развивающая:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать творческие способности у детей;
  • Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.

Воспитывающая:

  • Воспитывать заботливое отношение к животным.

 

Предварительная работа: чтение стихов о домашних животных (кошке); пение песенки «Серенькая кошечка»; загадывание загадок о животных.

Демонстрационный материал: картина «Кошка с котятами», картинки животных и их детенышей,  

Материал: листы бумаги, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

  • Острые коготки, мягкие подушки;
  • Шёрстка пушистая, длинные усы;
  • Мурлычет, лакает молоко;
  • Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
  • Хорошо видит в темноте, песни поёт;
  • У неё хороший слух, ходит неслышно;
  • Умеет выгибать спинку, царапается.

Воспитатель: Какая отгадка у вас получилась? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно, ребята, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину. Кого можно здесь увидеть? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это кошка с котятами.  Опишите   внешний вид.

       Какая она? (большая, пушистая).

       Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые).

       Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый).

         Воспитатель: Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются?

Воспитатель: Ребята, что делает каждый котёнок? (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко).

Воспитатель: Чем похожи все котята? (все маленькие).

Воспитатель: Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Воспитатель: Что делает Пушок?  (играет)

Воспитатель: Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок).

Воспитатель: Ребята, Рыжик  спит.

Воспитатель: Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает).

Воспитатель: А котёнок Тишка лакает молоко.

Воспитатель: Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Воспитатель: Ребята давайте  встанем  в круг и поиграем. Я буду по очереди бросать вам мяч и задам вам  вопрос "Что умеют делать кошки?", а вы будете ловить и отвечать  на вопрос. (Ответы детей).

Физкультминутка:

Кошечки.
Утром кошечки проснулись,  (открывают глаза, моют их "лапками"),
Сладко-сладко потянулись.  (потягиваются),
Лапки, носики помыли, (имитируют движения),
И к хозяйке поспешили. (бегут на месте, садятся на стул).

Воспитатель: Давайте вернёмся к нашей  картине. Я предлагая послушать план, который поможет вам составить рассказ.

          Кто изображён на картине?

          Где происходит действие?

          Кто бы мог оставить корзину с клубками?

          И что здесь случилось?

          Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Воспитатель: Ребята, теперь я вам предлагаю составить рассказ про наших котят.Постарайтесь вспомнить слова,  выражения, которые вы использовали при рассматривании картины. (Дети по очереди составляют 4-6 рассказов).

В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать, раскрасить, как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Воспитатель:

 Чему учились на занятии?

- О ком составляли рассказы?

- Как звали котят?

- Что запомнилось на занятии?

«Словесная игра, что умеет делать кошка?»