Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Статья на тему: «Дидактическая игра эффективное средство формирования у дошкольников навыков словоизменения» для публикации на бесплатном школьном портале Про школу.ру

           Дидактические   игры   –   эффективное   средство   закрепления грамматических навыков, так как благодаря  динамичности,  эмоциональности проведения  и  заинтересованности  детей  они  дают  возможность  много  раз упражнять ребенка  в повторении   нужных словоформ.  Дидактические игры могут проводиться как предметами игрушками, и картинками, так и без  наглядного  материала  –  в  форме  словесных  игр, построенных на словах и действиях играющих.

      Дидактическая   игра   представляет   собой   многоплановое,   сложное

педагогическое явление. Она является и игровым  методом  и  формой  обучения детей дошкольного  возраста,  и  самостоятельной  игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

      Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

        1. учебное (познавательное);

        2. игровое (занимательное).

       Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность  основана

на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том  случае,  если дети   проявляют  интерес  к  игре,  ее  правилам  и действиям, если эти правила ими усвоены. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение  к  явлениям  жизни,  к  природе, предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания о  Родине,   людях   разных   профессий   и  национальностей, представление о трудовой деятельности.  Дидактические игры    приучают   детей   самостоятельно мыслить, использовать   полученные   знания   в   разных   условиях   в соответствии с поставленной задачей.  Многие  дидактические  игры  ставят  перед   детьми задачу  рационального  использования   имеющихся   знаний   в   мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях  окружающего мира,  сравнивать, группировать,  классифицировать  предметы  по  определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.  Дидактические игры развивают  сенсорные  способности  детей.  Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания  ребенком окружающего мира. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и  активизируется словарь,  формируется  правильное  звукопроизношение,   развивается  связная речь,  и  умение  выражать  свои  мысли.  Дидактические  задачи  многих   игр составлены  так,  чтобы  научить    детей  самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от  детей активного использования родовых и  видовых  понятий.  Нахождение  синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр. У детей      формируются    нравственные представления  о  бережном  отношении  к  окружающим  их  предметам  как   к продуктам  труда  взрослых,  о  нормах  поведения,  о  взаимоотношениях   со сверстниками  и  взрослыми,  о  положительных  и   отрицательных   качествах личности.

               Приемами словоизменениями и словотворчества ребенок овладевает  интуитивно  в  процессе  общения  со   взрослым.   Поэтому   при ознакомлении детей с окружающим необходимо привлечь их внимание к  названиям предметов, объектов, следует пояснять, откуда возникло то или иное  название (строители – строят, повар - варит). Сразу  параллельно  ведется  работа  по формированию  грамматически  верной  речи.  Для  этого  нужно  сразу  давать образец изменения новых сложных слов (пяльцы - палец). Необходимо обогащать словарь детей различными частями  речи  с  учетом особенностей их морфологического образования.

               Невозможно  переоценить  роль  дидактических  игр  при  решении  задач развития  поисковой  активности  ребенка,  уточняющей  то  или  иную  форму, воспитывающей языковое чутье.

      Дети часто заимствуют формы слов в готовом виде, верно, употреблять их, но затем, под влиянием грамматических обобщений, заменяют их  на  регулярную ненормативную форму (карандашов).

      Явление это закономерное и возникает  в  речи  почти  всех  детей.  На основании анализа, обобщений и абстрагирования  ребенок  строит  гипотезу  и «выводит» правила грамматики,  которым  подчиняет  свое  речевое  поведение. Поэтому слепо заимствованная форма меняется на выверенную по правилу. Это  и ведет  в  дальнейшем  к  увеличению  грамматических  ошибок.

     В методике развития речи разработаны  специальные  дидактические  игры для того, чтобы учить   детей  правильно  изменять  слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для общения.  Это  хорошо нам знакомые игры: «Чудесный мешочек», «Чего не стало».

      Конкретный  грамматический  материал  для  этих   игр   изменяется   с

расширением  практического  и  речевого  опыта  детей   (продуктивные   виды деятельности, сюжетно-ролевые игры).

      При отборе материала для дидактических игр важно организовать его так,

чтобы дети   не  просто  запоминали  ту  или  иную форму словоизменения,  но  и  в  практическом  плане  освоили  правила словоизменения    (окончание    существительных, родительный падеж множественного числа). Материал должен давать широкую ориентировку  в  типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Подбор дидактических игр.

1. Образование и употребление существительных в форме именительного падежа единственного и множественного числа:

- Игра «Один-много» (с мячом, «Лото»).

- Игра «Магазин».

У экспериментатора один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») – несколько предметов. Экспериментатор: У меня яблоко (платье, мяч), а в магазине? Ребенок: А в магазине – яблоки и т.д.

2. Образование и употребление существительных в форме винительного падежа единственного и множественного числа:

- Игра «Кто какую пользу приносит?» (с мячом или по предметным картинкам).

Дети отвечают на вопрос: «Какую пользу приносит человеку каждое из домашних животных?» Например, Корова дает молоко; Собака охраняет дом и т.д.

- Игра «Собери картинку» (с использованием конструктивной деятельности).

Детям предлагаются разрезные картинки. Необходимо их собрать и назвать, что они видят на этих картинках. Например, Я вижу (красное) платье; Я вижу (желтую) репку и т.д.

3. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже:

- Игра «Какой это предмет?» (с мячом).

Экспериментатор называет признак и бросает мяч каждому из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч. Например, длинная – веревка, юбка, нитка; длинный – поезд, день, нож и т.д.

Данную игру можно провести, используя вырезанные из картона следы, а задание – кто больше подберет предметов к признаку.

- Игра «Чудесный мешочек».

У экспериментатора мешочек с различными предметами. Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предмет:

1 вариант – дети описывают  и угадывают предмет сами. Например, Это яблоко. Оно круглое, гладкое, крепкое.

2 вариант - другие дети должны догадаться по описанию, что это за предмет.

- Игра «Подбери признак».

Экспериментатор называет предмет. Дети, двигаясь по вырезанным из картона следам, называют его признаки. Игру можно провести в виде соревнования. Побеждает тот, кто больше подберет признаков.

- Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать солнце, подсолнух и т.д.»

4. Согласование глагола прошедшего времени с существительным в роде:

- Игра «Кто, что делает, делал».

Экспериментатор вызывает мальчика и девочку и предлагает поиграть в мяч. Другим детям задается вопрос: Что он/она делает/ют? Вызывается другая пара. Им предлагается послушать музыку, посмотреть книжку и т.д. Задается тот же вопрос. Далее экспериментатор просит детей вспомнить, что делала каждая пара детей. После чего сравниваются формы ответов детей: играл – играла, слушал – слушала и т.д.

 - Игра- драматизация  «Теремок».

 Экспериментатор ставит на ковре теремок и раздает детям ободки с изображением животных. Экспериментатор рассказывает сказку, де­ти принимают активное участие.

- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Правильно, мышка.

Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.

- Кто в теремочке живет? Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремочку...кто? (лягушка). И так далее.

В рассказывании используются слова: прибежала, прибежал, прискакала, прискакал, при­то­­­пал. После чтения сказки экспериментатор обращает внимание детей на глаголы:

- Кто прискакал к теремку? Кто прибежал? Кто притопал? Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка при­ска­кал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

- Задание: Составление предложений по опорным картинкам (с элементами конструктивной деятельности).

Дети собирают картинки. Далее им предлагается составить предложение по картинке, которое должно начинаться со слова «вчера». Например, Вчера шел дождь. Вчера светило солнце, выпал снег. Вчера мальчик слепил снеговика и т.д.

5. Согласование числительных один, одна с существительными:

- Игра «Назови, не ошибись».

 Экспериментатор объясняет ребятам, что будет подходить к ним, дотрагиваться до разных частей их тела, а они должны правильно сказать один или одна: живот, нос, лоб, затылок, подбородок, переносица, шея, спина и др. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

-  Игра «Расставь картинки».

 Экспериментатор выставляет на наборное полотно картинки с изображением кубика и пирамидки. Затем объясняет, что дети будут расставлять другие картинки под кубиком и пирамидкой. Если про нарисованный на картинке предмет говорим один - под кубиком, если говорим одна - под пирамидкой. На столе у экспериментатора разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды и т. д. Дети по одному подходят к столу, берут картинки. Каждый произносит название нарисованного предмета и ставит картинку на наборное полотно под пирамидкой или кубиком. Потом все дети хором проговаривают сочетания слов, голосом выделяя окончания числительных.

 

 Список литературы:

1. Аванесова В.А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982.

2. Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «умственное воспитание дошкольника», М.Просвещение, 1972.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.Мозаика-Синтез.1999.

4. Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М.Просвещение, 1966.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение1991г.

6. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.Просвещение, 1999.

7. Леонтьев А.Н. Психология. – М.Педагогика, 1983.

8. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте. М. Начальная школа 1997 №2

9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.М.Просвещение 1982г.

10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М. Просвещение :1991.