Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

Развитие связной речи посредством оригами

Добрый день!

Японская мудрость издревле гласит:

«Великий квадрат не имеет пределов».

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечет интересное дело.

А. Е. Гайдаенко

 

В настоящее время мы работаем с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности, которую посещают 24 ребенка, 18 из них дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Отличительной особенностью этих детей является нарушенное формирование навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы. Кроме того, у них слабо развита мелкая моторика рук.

В ФГОС ДО четко определены требования к речевому развитию детей. (обратите внимание на слайд).

 В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка должна быть развита крупная и мелкая моторика. 

Обозначенная нами проблема обязала нас как педагогов обратить серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук наших воспитанников и стать ключевой в ходе нашей педагогической деятельности.

Анализируя наши  подходы к устранению проблемы, мы выяснили, что использование в работе с такими детьми преимущественно словесных методов и приемов не имеет должного эффекта. Однако поняли, что многие виды знаний, которые дети не могут усвоить и запомнить на основе словесного объяснения в процессе образовательной деятельности, легко усваиваются с помощью вспомогательных средств с использованием образов и образных фантазий, открывающих новые возможности для развития речи. Таким средством для себя определили работу с бумагой в технике оригами.

Для этого разработали проект на тему «Бумажные превращения».

 

Проект разработан с учетом требований ФГОС ДО и общеобразовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду», автор М.А.Васильева и реализуется в рамках дополнительного образования в форме кружковой деятельности.

На родительском собрании познакомили родителей с техникой оригами, с целью и основными её задачами.

Почему мы  остановились на оригами? Что оно может дать ребенку?  

Во-первых, оригами позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.

 Оригами позволяет в увлекательной для дошкольников форме развивать способности, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствует коммуникативные качества, развивает речь, умение мыслить легко и свободно. Занятия оригами сближают детей (все они готовы помочь друг другу и показать, как именно делается то или иное действие).

            Ребята увлеченно складывают поделки и уже через 5 – 7 занятий могут без помощи взрослого разобраться в схемах. Стремление сделать игрушку как можно лучше воспитывает в детях внимательность, аккуратность и четкость исполнения действий по схемам. Кроме того, ребёнку приятно сознавать, что эту игрушку он сделал сам, он с радостью показывает её родителям, рассказывает, как он ее сделал.

Нами был проведен мастер-класс, где родители имели практическую возможность познакомиться с данной технологией. А также были прочитаны консультации на тему:

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»,  «Значение оригами для развития мелкой моторики рук ребенка».

Применение игрушек оригами на занятиях по развитию связной речи, в театрализованной деятельности помогает проведению коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы, воспроизводить свои мысли в речи.

Занимаясь с ребятами оригами, мы используем самые разнообразные направления и формы. Чтобы превратить свои занятия в увлекательный творческий процесс и заинтересовать детей, стремимся чаще использовать игрушку в качестве ведущего, включаем музыку, загадываем загадки, устраиваем сюрпризные моменты, а также мотивируем детей художественным словом. Дети оживляются, начинают принимать активное участие в непосредственной образовательной деятельности.

Материал по оригами используем в соответствии с лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее для ребенка, как создать что-то своими руками и рассказать об этом? 

Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

Проработав по проекту с детьми 1 год:

- познакомили детей с простыми, средними и сложными базовыми формами техники оригами;

- нарабатывали навыки самостоятельного чтения и выполнения работ по схемам;

- составляли коллективные работы;

-по каждой работе составляли описательный, творческий рассказ, придумывали и сочиняли истории, давали название своим игрушкам;

- проводили инсценировки сказок и истории;

Мы  отметили для себя, что ребята стали более открытыми, самостоятельными, инициативными. Уже на ранних этапах развития сформировались творческие способности, их руки стали более гибкими и послушными. Бумажные поделки помогали нам создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе, устанавливать добрые отношения друг с другом, создавать атмосферу открытости и доверия. Игрушки получаются забавными и объемными, с ними дети играют.

Сравнивая результаты диагностики на начало и конец учебного года можно увидеть динамику.

            И в конце своего выступления хотим отметить, что использование оригами для развития речи детей, безусловно, дает положительный результат.

Спасибо за внимание!